Воскресенский собор стал композиционным центром Смольного монастыря. Место для строительства монастыря было выбрано не случайно-в большой излучине реки Невы.
Еще в средневековые времена, когда эти земли принадлежали Великому Новгороду, здесь находилось богатое село Спасское. Получившее свое название по церкви Спаса.
Место считалось издревле намоленным. Во времена Шведского владычества, церковь была разрушена. После основания Санкт-Петербурга это место отвели для Смоляного двора, где хранили смолу и варили дёготь для нужд Адмиралтейской верфи. Тогда-то название «Смольное» и закрепилось за этим местом. Во времена правления Анны Иоанновны здесь находился Смольный Летний дворец, где молодая Елизавета-дочь Петра I, проводила счастливые дни своей юности.
Пожар 1744 года уничтожил главный корпус дворца. Взойдя на престол, Елизавета Петровна повелела на месте Смольного двора и Летнего дворца, построить Воскресенский Новодевичий монастырь.
В тишине и покое этого монастыря, императрица хотела завершить свои дни. Ею было указано строить монастырь для ста двадцати девиц благородных семей, и себя, как их будущей настоятельницы.Для каждой персоны повелено было предусмотреть отдельный апартамент с комнатой для прислуги, кладовкой для припасов и кухней. Для себя же- отдельный дом.
Строительство монастыря было поручено в 1748 году Ф.Б.Растрелли. Придворному архитектору, который умел строить великолепные дворцы.
Собор монастыря было велено строить по образу и подобию Успенского собора в Московском Кремле. Таким образом, Елизаветой Петровной было поручено создать храм по православным канонам, то есть так, как не строили со времён Петра I. Смольный собор в обязательном порядке должно было венчать пятиглавие.
Растрелли создал простую планировку монастырского комплекса – в виде креста, образованного жилыми корпусами в которых расположились кельи для монахинь. Центром композиции стало здание Смольного собора, рассчитанное на шесть тысяч человек. Центральный купол поднимается на 92 метра, а по сторонам его подхватывают четыре малые главки звонниц.
Все здания, образующие ансамбль монастыря, наделены праздничным по истине дворцовым характером. Использование многочисленных...